Четверг
28.03.2024
17:03
Форма входа
Категории раздела
Кино [1]
Театр [3]
Поиск
Случайное фото
Наш опрос
По каким проектам вы узнали об Андрее Назимове?
Всего ответов: 130
Голосуем
Голосуем за Андрея на ruskino Голосуем за Андрея на кино-театр
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Каталог статей

Главная » Статьи » Театр

"Лев Толстой. Сцены"

Необходимо сразу предупредить: приходя на спектакли в ГИТИС, вы оказываетесь не только в зрительном зале, но и за кулисами одновременно. Пока ждешь начала спектакля, можно наблюдать, как актеры оттачивают ещё раз перед выходом сценические движения, обсуждают роль, срочно поправляют костюмы. Ты не просто в театре, ты в том месте, где рождается театр.

Спектакль состоит из четырех сцен. Две сцены из «Войны и мира» открывают действие. Первый эпизод представляет Петю Ростова (Андрей Назимов) в отряде Денисова. Актер читает не только реплики героя, но и авторский текст. За счет этого достигается эффект отстранения актера от героя. Актер явно готов поиронизировать над наивным, таким несовременным Петей, но с такой нежной иронией. Он слишком восторжен, в XXI веке таких не любят, он слегка трусит, он совсем мальчик, а не супергерой. Но вот когда он погибает, рыдает не только Денисов – замирает весь зал. Вся сцена выполнена легко, играется словно бы с постоянной улыбкой, но в конце эта улыбка вдруг обостряет щемящую ноту смерти.

Вторая сцена посвящена объяснению Николая Ростова и княжны Марьи в исполнении актеров, Сергея Чиркова и Марии Курденевич. Вновь тот же тон – слегка шуточный, молодые актеры добродушно смеются над своими героями, над ситуациями.

После антракта следует сцена из «Анны Карениной». В коротком эпизоде актеры, режиссер блестяще раскрывают весь конфликт драмы. При том на сцене присутствуют только два героя – Анна и Алексей Александрович. Разыгрывается сцена, где Каренин старается объясниться с Анной, предупредить ее о слухах. Вот степенный, спокойный Алексей Александрович (в прекрасном исполнении Игоря Лизингевича) в домашней теплой кофте ждет Анну с бала. В сущности хороший человек, не злодей, он намерен поговорить с женой о ее поведении с Вронским. Режиссер находит ключевую деталь, характеризующую Каренина: он делает все, «как обычно», он действует по правилам и принципам чуждым какого-либо чувства. Алексей Александрович ходит кругами по сцене, и эта повторяемость подчеркивает незыблемость его устоев. Режиссер находит прекрасную метафору: Каренин постоянно останавливается перед своим портретом, при этом вместо портрета - на стене тень. Он беседует с тенью, любуется ею и, наконец, составляет записку, «доклад», что он скажет Анне. При этом последний пункт гласит: «предупредить ее о несчастии». Слово несчастье Алексей Александрович произносит несколько раз, сияя самой лучезарной улыбкой. Он не чувствует, он человек принципов и правил. Объяснение с Анной разыгрывается два раза. Первый раз показано восприятие Каренина, второй раз – восприятие Анны. Такая постановка обнажает полное непонимание героев. И если часто роман строится на встрече, то в этой сцене показана не-встреча героев, неспособность и нежелание слышать друг друга. Многие сцены выполнены вновь в легком тоне, с комичными повторами реплик, однако тем напряженнее становится атмосфера в финале сцены. Анна заходит в комнату к мужу, ложится с ним и слышит его храп, храп, который напоминает свист поезда. А вот это уже очень жесткая метафора. Незлой, порядочный Алексей Александрович превращается в человека-машину. Ведь именно машина работает по заранее заданному алгоритму, правилу (привычки и устои общества), и именно машина в высшей степени безлична и безразлична к человеку. Метафора человека-машины, человека принципа разворачивается в течение всего действия и явно проявляется в финале. Свист на сцене становится все громче, свет гаснет, Анна шепчет: «Поздно, поздно».

Последний отрывок представляет инсценировку рассказа Л. Толстого «Что я видел во сне». Вся сцена показывает путь отца к дочери, через прощение, и путь дочери к отцу – через поиски любви, бегство. Михаил Станкевич в роли отца прекрасно передает стыд, муку, настоящую, нелицемерную муку за дочь, и потом – неожиданно для самого себя – радость прощения. И вновь даже в таком драматичном действии находится место шутке. Любовник дочери, швед, в исполнении Нодара Сирадзе вызывает дружный хохот зала. Когда Лиза говорит о том, что не хочет больше играть и надеется, что со шведом она обретет подлинную жизнь, именно в этот самый момент швед начинает активно поглощать леденец. Рассказ заканчивается идиллией: отец прощает дочь, она селится с ребенком в деревне. Только одно маленькое «но». Он не может преодолеть отвращения к маленькому мальчику, своему внуку, который играет с мячиком на сцене. Непреодоленная, тихая ненависть, пронизывающая мир выливается в потрясающей щемящей музыки Алексея Айги.

Спектакль особенно актуален, учитывая, что именно постановка классики связана с наибольшими трудностями. Искусство живет вечно. Аксиома. И спорить - бессмысленно. Только почему-то молодежь не читает эту классику и по телевизору смотрит не канал «Культура». Следовательно, вечность искусства надо как-то актуализировать. И вот вокруг этого «как-то» рождается множество версий и в театре, и в кинематографе. Последнее время принято говорить о том, что эпоха – это только внешняя оболочка, а человек всегда один и тот же. Поэтому особой популярностью стал пользоваться метод переноса действия, когда от книги остается сюжет и психологический мир героев, адаптированный под наши дни. Спектакль, представленный курсом С. Женовача, предлагает другой путь.

Ирония пронизывает все четыре сцены, ирония отстраняет эпоху (не уничтожая ее), обнажает непохожесть героев XIX века, на героев XXI-го. Современному зрителю не навязывается чужая для него культура позапршлого века, но дается возможность с улыбкой наблюдать людей с их чуть наивным, иногда чопорным, церемониальным поведением. Но в определенных кульминационных или финальных сценах, ироничный тон сменяется серьезным, и вся отчужденность вдруг исчезает. И именно в эти моменты барьеры эпох рушатся. Искусство вечно.

Категория: Театр | Добавил: admin (08.04.2009)
Просмотров: 931 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]